Информированное согласие

Информированное добровольное согласие клиента на психологическое консультирование от 06.05.2023

Информированное согласие описывает взаимодействие «клиент-психолог» и помогает ответить на ряд вопросов, касающихся организации психологических услуг. Также согласие регулирует личные границы участников процесса за рамками назначенных встреч.

Ниже изложены основные принципы моей работы. Пожалуйста, прочтите внимательно, и если какой-либо из пунктов вызывает у вас вопрос – задайте его на ближайшей встрече. Ваша запись на конкретное время и оплата сессии означают, что между нами имеется понимание и согласие по всем пунктам.

Цели психологической работы и ее результативность

  1. Цели консультирования / психологической коррекции обсуждаются и устанавливаются вместе с клиентом на первой–второй консультации. Цели могут быть уточнены или доработаны в процессе последующей работы.
  2. Цели психологической работы могут быть сформулированы через описание, каких изменений желает достичь клиент в результате работы с психологом (в восприятии, мышлении, отношениях, эмоциональных реакциях, поведении или пр.) При том, не всегда целью обращения к психологу обязательно будут какие-либо изменения. Запрос может быть направлен на получение психологической поддержки, самопознание, поиск знаний или ориентиров.
  3. Результативность психологической работы, как и ее длительность, в каждом случае будут измеряться разными критериями, о них психолог и клиент договариваются на 1-2 встрече.

Особенности взаимодействия и расчетов

В работе я опираюсь на принцип субъектности клиента и сотрудничество. Для меня важно, чтобы и я, и клиент понимали предмет нашего взаимодействия, могли договариваться о приоритетах в работе, обсуждать методы и характер отношений «клиент-психолог».

Услуга консультирования оказывается по предварительной оплате в случае онлайн-консультации, по пост-оплате — в ситуации оффлайн встречи, если иной порядок расчетов не предусмотрен при записи через сервис-посредника (Alter.ru).

Оплата услуги производится по номеру карты или счета в Сбербанке. В случае сотрудничества через сервис-посредника (Alter.ru), согласно условиям сервиса.

Я не оказываю экстренной психологической помощи, поэтому сессии возможны по предварительной договоренности не менее, чем за день до предполагаемой встречи.

  • Консультации происходят один раз в неделю. По мере достижения целей, число консультаций можно сократить до 1 раза в 2 недели/месяц. В любом случае, график встреч обговаривается индивидуально, с опорой на задачи и возможности клиента.
  • Длительность каждой встречи – 60 минут (1 час).
  • Для клиента могут быть закреплены конкретные день недели и время встречи на весь период сотрудничества, также возможно гибкое расписание.
  • О необходимости переноса сессии с психологом клиенту важно сообщить за 24 часа, за исключением форс-мажорных обстоятельств. В ситуации форс-мажора желательно как можно раньше дать знать о своих обстоятельствах, чтобы я могла предложить время другому клиенту или запланировать другое мероприятие.
  • Сессии, которые клиент решил перенести или отменить без экстренной причины менее чем за 24 часа, не оплачиваются, только если иные условия не предусмотрены записью через сервис-посредника (Alter.ru).
  • Клиент, отменивший встречу менее, чем за 24 часа, может обратиться в дальнейшем только на условиях предоплаты (не менее, чем за сутки). В случае повторной отмены, внесенная предоплата не возвращается, сессия не переносится.
  • Если клиент придет позже оговоренного времени, встречу придется все равно закончить вовремя, потому что после у меня запланирован следующий клиент или другое мероприятие.
  • Иногда могут быть проблемы технического характера, что-то не работает или нет интернета, у клиента или у меня. Я приложу все усилия, чтобы в таком случае заранее предупредить, перенести консультацию на другое время или продлить её. Но если клиента постоянно не слышно или связь прерывается несколько раз за сессию на  стороне клиента, в таких условиях трудно работать. Поэтому такая сессия подлежит оплате, а следующую сессию назначим, когда у клиента будет достаточно хорошее качество связи.
  • В случае, если опоздание случилось с моей стороны или связь не работает на моей стороне, я предложу клиенту дополнительное время к нашей сессии или проведу одну консультацию бесплатно.

В связи с тем, что стоимость моей услуги может меняться, чтобы избежать возможных переживаний и недопониманий сторон взаимодействия, стоимость встречи для каждого клиента сохраняется на одном уровне в течение одного года с даты первой встречи.

Если у клиента возникли финансовые затруднения, но есть желание и готовность продолжить консультации — прошу обсудить возникшие трудности. Вполне вероятно, мы сможем найти временные решения, как отрегулировать оплату.

Для согласования или отмены встреч я прошу использовать мессенджеры (Whatsapp/Telegram/Viber), электронную почту или функцию сообщений на публичной странице ВК. Вся контактная информация для связи со мной собрана на странице https://aborodina.ru/kontakty/. Сообщения, полученные с других страниц и номеров телефона прошу воспринимать скептически (вероятно, это мошенники).

Конфиденциальность и приватность

Все, что клиент мне расскажет, остается сугубо конфиденциальным. Исключения:

  • в случае, если клиент может нанести вред своей жизни или жизни других людей;
  • в случае запроса суда или других органов;
  • в случае супервизии или интервизии (обсуждение случая с коллегами), но здесь не раскрываются персональные данные: имя, телефон, место работы и пр., только обсуждается сам случай.
  • включение описания случая в научную статью, которые я могу готовить к публикации в соответствующей профессиональной литературе, без указания имени клиента и прочих идентифицирующих клиента подробностей, заменив также некоторые изложенные клиентом факты для сохранения конфиденциальности.
  • могу попросить согласия клиента на видео- или аудиозапись наших встреч для супервизии и повышения моей квалификации. Клиент имеет право в любой момент оказаться, это ни на что не повлияет. Запись без согласия не ведется.

Следуя профессиональной этике психолога, я не интересуюсь личностью клиента, его жизнью или окружением за пределами психологического консультирования. Я не изучаю профили в социальных сетях или профессиональных сообществах. Я не комментирую публичные высказывания клиента доступные мне для просмотра.

Отношения «клиент-психолог» являются сугубо профессиональными. Я не оказываю клиенту никаких иных услуг кроме психологических и не получаю никаких услуг от клиента.

  • Я не вступаю в социальные, дружеские или сексуальные отношения с действующими или бывшими клиентами. Если в ходе совместной работы у клиента появится интерес выстроить иные коммерческие отношения или дружеские отношения, с момента завершения нашей работы должно пройти не менее 5 лет.
  • О соцсетях. Я использую социальные сети как для личного общения, так и для профессиональной самопрезентации. Я призываю клиентов не изучать мои личные профили в социальных сетях, не читать мои посты во избежание двойных отношений. Я не принимаю запросы на «дружбу» от клиентов в соцсетях, чтобы защитить конфиденциальность клиентов и свою частную жизнь. Если клиент хочет поставить лайк или подписаться на мою профессиональную страницу, он может делать это на своё усмотрение.

Я не работаю как психолог с теми, с кем у нас уже есть отношения другого характера (так называемые двойные роли). Например, если мы вместе учились в школе или познакомились как родители детей в одном учреждении, я не смогу работать с таким клиентом как психолог. Также не готова работать со знакомым человеком для клиента (родственник, супруг, друг, коллега и т. п.). Исключениями из данного правила могут быть ситуации:

  1. Когда клиент является, например, родителем ребенка, которого приводили на консультацию, и клиенту важно получить рекомендации по его воспитанию и развитию, обращению к сторонним специалистам;
  2. Клиент и его знакомый в значительной степени редко взаимодействуют, отдалены друг от друга, а предмет обращения каждого не предполагает пересечения жизненных историй.

Документирование встреч

В процессе работы с клиентом я веду краткие записи о содержании проблемы, описываю ход встречи, свои мысли и предложенные методы работы. Данные записи использую исключительно для лучшего запоминания клиентского кейса. Храню записи на протяжении 3 лет, после окончания совместной работы их уничтожаю.

Когнитивно-поведенческий подход предполагает составление концептуализации клиентского случая. В период совместной работы в методе КПТ, клиент может обратиться за файлом с концептуализацией его случая, если ранее он не был получен от специалиста.

Прочее

Я не работаю со случаями злоупотребления наркотическими веществами или алкоголем, расстройствами пищевого поведения и случаями серьезных психиатрических заболеваний.

Некоторые проблемы соматического характера клиентами могут быть приняты за психологические, в связи с чем я всегда рекомендую перед посещением психолога удостовериться в состоянии своего здоровья. Особенно это касается вопросов усталости, сонливости, низкой энергии, апатии.

Я смогу быть полезной не во всех вопросах, поскольку мое образование не предполагает компетенций в работе с выраженными клиническими симптомами. Если имеется диагностированное расстройство (или клиент подозревает его у себя), рекомендую обратиться к специалисту с образованием в области клинической/медицинской психологии (или к врачу психиатру, психотерапевту).

По отдельным запросам готова взять в работу несовершеннолетних старше 15 лет, предварительно получив устное согласие законных представителей на психологическую работу, обсудив особенности взаимодействия и вопросы раскрытия конфиденциальности.

Прокрутить вверх