Оказание помощи детям, пострадавшим от насилия

В оказании помощи детям, пострадавшим от насилия, главным навыком помогающего специалиста является способность к контейнированию эмоций. Способность удерживать, перерабатывать и конструктивно выражать эмоции свои и клиента.

В процессе проживания насилия запускается процесс, аналогичный проживанию горя. Первичная стадия – шок (прим.: на данном этапе допросы ребенка не имеют смысла). Далее стадии: отрицание, агрессия, торг, депрессия. По перечисленным стадиям переход происходит не линейно, по принципу качелей (то вверх, то вниз). Последняя стадия – принятие.

Принятие: человек научается жить в новых условиях, пережитое становится его опытом. Неуспешное проживание горя – травма.
Человек, получивший травму, зависит от пережитого.

Наличие опыта не подразумевает того, что в новой ситуации человек не испытает душевной боли. Наличие опыта подразумевает, что человек знает ситуацию и то, как с ней совладать. Боль уже не разрушает.

Успешность проживания горя зависит от трех факторов:
1. Тяжесть травмирующей ситуации (всегда субъективна)
2. Стрессоустойчивость человека
3. Ресурсы среды
Для понимания психологии травмы рекомендуется ознакомиться с теорией Ф.Рупперта (см. рисунок).

Задача специалистов, работающих с травмой – наращивать здоровую часть ребенка: границы, знания, умения, интересы, ценности, позитивный телесный опыт, эмоции.

В выживающей части работают защитные механизмы, поведенческие паттерны, установки. Они направлены на защиту травмированной части, где также как и в здоровой есть границы, знания, умения, интересы, ценности, позитивный телесный опыт, эмоции.

Нужно ли раскалывать травмирующую часть?
Ориентиром в этом вопросе будут ресурсы ребенка и его готовность работать с травмой. Не стоит спешить ломать психологические защиты!

Контакт с травмированной частью осуществляем через здоровую: интересы, общие увлечения, простое человеческое общение. Еще раз: наращиваем ресурсы здоровой части.

Постепенно «размачивается» выживающая часть. Происходит освобождение травмированной части, восстановление здоровой части, высвобождаются заблокированные эмоции.

Важно! Не обязательно знать травму, чтобы работать с эмоциями, которые в травмирующую часть поступают.

Стратегия работы с травмой:
1. Учимся выражать эмоции. Например, как можно позлиться?
2. Обучение функциям выбора, предоставляем возможности выбора, поощряем самостоятельный выбор.
3. Учим здоровым способам установлению границ.
4. Развиваем навыки заботы о себе.
5. Учим получать приятные телесные ощущения.

Важно! Специалист не добавляет в работе с трудными эмоциями ничего своего, не добавляет позитива. Он контейнирует эмоции и чувства.

* Текст подготовлен по материалам семинара-тренинга «Оказание помощи детям, пострадавшим от насилия» Екатерины Юрьевной Михайловой, психолога-педагога высшей квалификационной категории, ведущей школы и групп приемных родителей, психолога детской клиники, Нижний Новгород

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *