Безопасность и спокойствие клиента психолога

Возможно заметили, что давно не публикую кейсы и отзывы о своей работе? Это не случайно… Расскажу, почему.

Представьте, просматриваете соцсети и вот — парикмахер рассказывает о своей клиентке и ее поведении во время стрижки. Со всеми деталями: не так зашла, не так посмотрела, много болтала и этим утомила мастера и т.д. Конечно, раз уж речь зашла о каких-то человеческих слабостях, читатели охотно принялись это комментировать. Такой пост привлек немало внимания к страничке парикмахера.

А теперь представьте, что клиент этого парикмахера вы или ваша мама (сестра/жена и т.д.)… Читать будете, скорее всего, уже с совсем другими эмоциями. Так приходишь к профессионалу, платишь деньги за какую-то услугу. И вдруг обнаруживаешь, что твой визит и тебя обсуждают совершенно чужие люди где-то на просторах интернета… Неприятно? Скорее всего так.

Так вот, я не хочу, чтобы мои клиенты оказывались в такой же неприятной ситуации.

В этой связи мою «политику» подкрепляет Этический кодекс Коллегии по этике психологов и психотерапевтов (КЭПП). Кодекс обращает особое внимание на поведение психолога в социальных сетях, соблюдение конфиденциальности в работе, ограничивает сбор отзывов от клиентов.

Здесь специалисты по продвижению в соцсетях наверняка усомнились бы. А как же традиция выкладывать скрины с отзывами и собирать на этом «лайки» и внимание публики, подчеркивать свою экспертность?

Спокойствие и безопасность клиента важнее. Психолог всегда находится в более влиятельном положении по отношению к клиенту. Пользоваться этим ради саморекламы неэтично.

Представьте ситуацию. Например, клиент получил результат и доволен, как ему помог психолог, но ему неловко отказать в отзыве. Создается тревожная для клиента ситуация: и отказать сложно, и соглашаться не хочется. «Хороший человек ведь, помог! Ну как не помочь в ответ?» Хотя, собственно, услуга уже была оплачена и никто никому ничего не должен.

С кейсами то же самое. Кроме того, согласно Кодексу, кейсы работы с клиентами можно публиковать, если:

· клиент дал согласие,
· мы изменили описание его случая до неузнаваемости (поменяли пол, возраст, место проживания, семейный статус, профессию и т.д.).

Конечно, бывают случаи, когда клиент сам хочет оставить отзыв о работе с психологом. Он может сделать, в том числе, анонимно (например, на сайте b17). Но я специально к этому не призываю.

Что интересно, в коучинге и обучении подход к публикации отзывов и кейсов отличается. Поскольку я совмещаю несколько ролей, в будущем будет пост и об этом.